Коммерческое предложение - инструмент, без которого сложно представить продажи.
О продающих письмах можно говорить бесконечно. Вроде как, написал и опубликовал целую книгу на эту тему - "Эффективное коммерческое предложение", но все равно хочется продолжать и развивать эту тему.
Я действительно уверен, что составление коммерческих предложений не является чем-то таким, что доступно только избранным. Просто у кого-то в чем-то есть больший опыт, чем у других. Первая нота известных композиторов, наверняка, тоже была фальшивой.
Тем не менее, можно биться лбом об стенку, а можно поискать дверь.
В этой статье я вам расскажу о том, как можно составить коммерческое предложение за 1 час.
Если вы заведомо считаете, что это невозможно, я не буду тратить ваше время, возвращайтесь в свой мир недоверия и подозрений.
В конце статьи вас ждет приятный подарок. Бесплатный, конечно же.
Как составить коммерческое предложение за час - главное правило
Когда-то в Twitter я отправлял сообщение, содержащее это правило. Оно получило достаточно быстрый отклик и набрало много ретвитов.
Это позволило мне сделать вывод, что я попал в точку. Вот так вот простое сообщение менее чем 140 символов привело к написанию уже полноценной статьи.
Вот эта мысль: "Коммерческое предложение на 70% должно быть составлено до того, как в нем возникла необходимость"
Почему так?
Мы сейчас не говорим о штампованных письмах типа корпоративного образца - это заведомо проигрышная стратегия, когда всем клиентам отправляется одно и то же коммерческое предложение обо всех услугах и товарах.
Часто происходит так - разработка коммерческого предложения начинает происходить, как только клиент попросил его прислать. Включаются космические скорости, чтобы его написать, или же открывается папка с документами и отправляется стандартный образец.
Так делают многие. Да чего уж там лукавить - сам с этого начинал.
Но потом понял, что у менеджера по продажам должны быть черновики или заготовки коммерческих предложений, которые потом проще адаптировать под конкретного клиента.
И эти заготовки составляются с помощью 2-ух тактик, которые зависят от вида деятельности и специфики бизнеса.
Две верные тактики, как сделать коммерческое предложение более эффективным
На самом деле, тактики простые:
- Отталкиваемся от продукта или услуги
- Отталкиваемся от конкретной целевой аудитории
Что это все значит и почему именно такие градации? Даже не знаю, как на это ответить, потому что к такому выводу я пришел исключительно по итогам своей практики в качестве человека, который занимался и отвечал за продажи.
Как только я пересмотрел свои подходы, отойдя от общего синдрома базовых коммерческих предложений, сразу стало легче.
Более подробно об этом я рассказываю на своем тренинге "Коммерческое предложение за 1 день", в этой статье я остановлюсь лишь вкратце.
Первая тактика хороша, когда вы продаете ограниченное количество товаров и услуг или же когда у вас стоит задача продавать из всего ассортимента конкретные товары. Здесь вы делаете ставку на продажу самого продукта.
Вторая тактика отлично работает, когда у вашей продукции несколько целевых аудиторий, и вы делаете по отдельной заготовке для каждой целевой аудитории.
К примеру, когда-то мы работали над коммерческим предложением по продаже оборудования для производства газобетона. Там мы отталкивались от целевых аудиторий. Мы выявили, что у любой линии по производству газобетона 2 целевых аудитории - бизнесмены, рассматривающие покупку оборудования для заработка на продаже газобетона и строительные компании, которые покупают готовый газобетон.
Бизнесменам - понятно, мы продавали выгодность инвестирования, убеждая заработком. Строителям же продавали экономию на покупке газобетона - выгодней его производить самим и "покупать" у себя же по себестоимости, чем покупать у бизнесменов с хорошей накруткой.
Если говорить о товарах и услугах, то один из последних примеров - это отдельные заготовки по разным услугам телефонизации офисов, например - виртуальная АТС, SIP-телефония и так далее.
Когда у вас есть хорошо проработанная заготовка - с ней уже проще работать в будущем, уже проводя переговоры с конкретным клиентом.
Разработка коммерческого предложения и "горячие точки"
Что такое "горячие точки"?
Простым народным языком так можно назвать список критериев, на основании которых клиенты принимают решение, стоит ли сотрудничать с той или иной коммпанией. Или же - стоит ли покупать тот или иной товар.
Вам не нужно расхваливать свой товар во всей его красоте. Вам просто нужно "нажимать" на эти критерии:
- Цена - показываете, почему ваша цена выгодная
- Доставка - сообщаете обо всех удоствах доставки
- Несколько версий продукта - аргументируете ориентацией на разные целевые аудитории и потребности
- Удобная форма и способ платежа - аванс, товарный кредит, рассрочка, поэтапная оплата и т.д.
- Персональныее характеристики - объем, вес, цвет, габариты, многофункциональность и т.д.
Перед тем, как приступать к написанию коммерческого предложения, вы должны составить список "горячих точек" и посмотреть, насколько ваше предложение выглядит привлекательно по каждой "точке". Фактически, "горячие точки" показывают выгодность и привлекательность вашего предложения на фоне конкурентов.
Создание коммерческого предложения по структуре
Вам следует помнить о классической структуре коммерческого предложения:
- Постановка проблемы
- Предложение решения
- Аргументация выгод и привлекательности своего решения
- Специальное предложение
- Призыв к действию
На самом деле, структурных решений много, они могут сокращаться и расширяться, структурные элементы могут меняться местами. Но для того чтобы обходить правила, сначала их нужно выучить.
Как сделать коммерческое предложение с помощью приложений?
Приложения - не менее важная часть, чем основной текст коммерческого предложения. Более того, есть много людей, которые изучение коммерческого предложения начинают непосредственно с приложений.
Что может входить в приложения?
- прайс-лист
- финансовые расчеты, показывающие выгоду и эффективность
- изображения и фотографии товара
- рекомендации клиентов или список клиентов
- отзывы
- case studies
- несколько вариантов решения поставленной задачи и т.д.
Все эти приложения вы легко можете составить, не дожидаясь просьбы клиента. Это не нужно делать на космических скоростях, пока клиент "горяченький". Вы просто заранее, когда вам ничего не мешает, четко и убедительно продумываете текстовки и ударные аргументы этих приложений.
Если вас действительно интересует, как правильно составить коммерческое предложение
Последней ремаркой я предложу вам ознакомиться с моим выступлением о коммерческих предложениях, которое состоялось во время презентации моей книги "Эффективное коммерческое предложение" в Киеве в помещении магазина "Читайка".
Если же вам нужна помощь при составлении коммерческого предложения, обращайтесь с помощью формы связи. Подскажем, придумаем стратегию продаж, напишем.
Если человек испытывает потребность в покупке, он откликнется на любое предложение. Напротив, если потребности в товаре нет. Как не старайся, как не прогибайся. Как не подбирай слова. Толку не будет.